По датам

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 20.06.2013 по делу N А33-3549/2013 <Заявление о признании недействительным отказа лицензирующего органа в продлении срока действия лицензии на добычу и разведку золота в связи с отсутствием у заявителя в составе заявочных материалов технического проекта удовлетворено, поскольку указанный проект утвержден предыдущим недропользователем, то необходимость вновь предоставлять его при продлении лицензии действующим законодательством не предусмотрена>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 июня 2013 г. по делу № А33-3549/2013

Резолютивная часть решения объявлена 18.06.2013.
В полном объеме решение изготовлено 20.06.2013.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Крицкой И.П., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Техногрупп-Ресурсы" (ИНН 2466253850, ОГРН 1122468046117)
к Управлению по недропользованию по Красноярскому краю
о признании недействительным письма Управления по недропользованию по Красноярскому краю № 04-1/262 от 11.02.2013 в части отказа обществу с ограниченной ответственностью "Техногрупп-Ресурсы" в продлении срока действия лицензии КРР 02423 БЭ;
об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Техногрупп-Ресурсы", а именно:
- рассмотреть имеющиеся заявочные материалы ООО "Техногрупп - Ресурсы" по вопросу о продлении срока действия лицензии КРР 02423 БЭ без установленных нарушений;
- продлить срок действия лицензии КРР 02423 БЭ (добыча и разведка золота на россыпи р. Талой (приток р. Еруды) и р. Мал. Гурахты) до 01.01.2018;
- восстановить лицензию КРР 02423 БЭ на добычу и разведку золота на россыпи р. Талой (приток р. Еруды) и р. Мал. Гурахты в Государственном реестре лицензий,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Черновой О.В., представителя на основании доверенности от 12.01.2013;
от ответчика: Яхина Р.Р., представителя на основании доверенности № 04-2/328 от 18.02.2013,
при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Алексеевой Д.В.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Техногрупп-Ресурсы" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению по недропользованию по Красноярскому краю о признании недействительным письмо Управления по недропользованию по Красноярскому краю № 04-1/262 от 11.02.2013 в части отказа обществу с ограниченной ответственностью "Техногрупп-Ресурсы" в продлении срока действия лицензии КРР 02423 БЭ; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Техногрупп-Ресурсы", а именно: рассмотреть имеющиеся заявочные материалы ООО "Техногрупп-Ресурсы" по вопросу о продлении срока действия лицензии КРР 02423 БЭ без установленных нарушений; продлить срок действия лицензии КРР 02423 БЭ (добыча и разведка золота на россыпи р. Талой (приток р. Еруды) и р. Мал. Гурахты) до 01.01.2018; восстановить лицензию КРР 02423 БЭ на добычу и разведку золота на россыпи р. Талой (приток р. Еруды) и р. Мал. Гурахты в Государственном реестре лицензий.
Заявление принято к производству суда. Определением от 18.03.2013 возбуждено производство по делу.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования на основании доводов, изложенных в заявлении, уточнении к заявлению, возражении на пояснения ответчика.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований, сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление, пояснении по делу.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "Техногрупп-Ресурсы" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1122468046117.
29.12.2012 обществу с ограниченной ответственностью "Техногрупп-Ресурсы" выдана Лицензия на пользование недрами КРР № 02423 БЭ, сроком до 01.01.2013.
29.12.2012 ООО "Техногрупп-Ресурсы" обратилось в Управление по недропользованию по Красноярскому краю (вх. № 283 от 29.12.2012) с заявлением о продлении лицензии КРР № 92423 БЭ на право пользования недрами, целевое назначение: для разведки и добычи россыпного золота на россыпи р. Талой (приток р. Еруды) сроком до 01.01.2018.
Письмом от 11.02.2013 № 04-1/262 "О предложениях" Управление по недропользованию по Красноярскому краю отказало обществу в продлении срока действия лицензии КРР № 92423 БЭ, поскольку не представлен технический проект (дополнение к техническому проекту), получивший положительное заключение необходимых государственных экспертиз и согласование Комиссии ТРК Красноярскнедра.
Общество с ограниченной ответственностью "Техногрупп-Ресурсы", полагая, что отказ в продлении лицензии, выраженный в письме Управления по недропользованию по Красноярскому краю от 11.02.2013 № 04-1/262 "О предложениях", противоречит требованиям нормативных актов и нарушает его права, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Согласно пунктам 1, 4 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 № 293, Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования. Федеральное агентство по недропользованию осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы или подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно Положению об Управлении по недропользованию по Красноярскому краю, Управление по недропользованию по Красноярскому краю является территориальным органом регионального уровня, осуществляющим функции Федерального агентства по недропользованию по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования.
В соответствии с пунктом 4.3.3 указанного Положения Управление по недропользованию осуществляет внесение изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформление и продление лицензий.
Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденного Приказом Минприроды РФ от 29.09.2009 № 315, территориальному органу Роснедр предоставлено право направления заявителю уведомления об отказе в продлении лицензии на пользование недрами.
Таким образом, оспариваемое по делу письмо направлено ООО "Техногрупп-Ресурсы" Управлением по недропользованию по Красноярскому краю в рамках предоставленных ему полномочий. Процедура рассмотрения заявления о продлении лицензии и вынесении решения об отказе арбитражным судом проверена и заявителем не оспаривается.
Пунктом 39 Административного регламента установлены требования к содержанию заявки для продлении лицензии и прилагаемым к ней документам и сведениям. Пункт 42 названного регламента устанавливает сроки подачи заявки.
Как следует из пункта 41 Административного регламента основанием для отказа в рассмотрении заявки на внесение изменений и дополнений является представление документов с нарушением требований пунктов 39, 42 указанного регламента.
ООО "Техногрупп-Ресурсы" предоставило в Управление по недропользованию заявление и заявочные материалы на продление срока действия лицензии (вх. № 4269 от 29.12.2012).
В заявлении ООО "Техногрупп-Ресурсы" просило Управление по недропользованию продлить срок действия лицензии до 01.01.2018.
Поскольку Управление по недропользованию не отказало ООО "Техногрупп-Ресурсы" в рассмотрении заявки, а направило ее с приложенными к ней материалами в соответствии с положениями Административного регламента на рассмотрение Комиссии для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр на территории Красноярского края для принятия решения о переоформлении лицензии, арбитражный суд пришел к выводу о том, что Управление по недропользованию сочло представленные заявителем документы соответствующими пунктам 39, 42 Административного регламента.
В установленные сроки заявление ООО "Техногрупп-Ресурсы" рассмотрено на заседании комиссии для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр на территории Красноярского края, по участкам недр, отнесенным к компетенции Управления по недропользованию по Красноярскому краю (протокол от 08.02.2013 № 67).
Согласно протоколу от 08.02.2013 № 67 комиссией принято решение рекомендовать Управлению по недропользованию отказать ООО "Техногрупп-Ресурсы" в продлении срока действия лицензии КРР 02423 БЭ, поскольку технический проект (дополнение к техническому проекту), получивший положительное заключение необходимых государственных экспертиз и согласование Комиссии, создаваемой Роснедра или его территориальным органом в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 № 118 ООО "Техногрупп-ресурсы" не представлен.
На основании указанного решения комиссии Управлением по недропользованию направлено в адрес ООО "Техногрупп-Ресурсы" письмо от 11.02.2013 № 04-1/262 "О предложениях" об отказе в продлении срока действия лицензии.
В силу статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии со статьей 10 Закона о недрах участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока.
Срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр.
Сроки пользования участками недр исчисляются с момента государственной регистрации лицензий на пользование этими участками недр.
Согласно пункту 7 статьи 10.1 Закона о недрах одним из оснований возникновения права пользования участками недр является переход права пользования участками недр в соответствии с основаниями, установленными федеральными законами, регулирующими отношения недропользования.
Статьей 17.1 Закона о недрах определены случаи перехода права пользования участками недр. При этом названной статьей установлено, что при переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению. В этом случае условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат.
Порядок переоформления лицензий на пользование участками недр устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр, а порядок переоформления лицензий на пользование участками недр местного значения - законодательством субъекта Российской Федерации.
Право пользования недрами на Лицензионном участке предоставлено ООО "Техногрупп-ресурсы" 28.12.2012 в порядке переоформления лицензии КРР 02395 БЭ. Основанием переоформления лицензии является абзац 7 части первой статьи 17.1 Закона РФ "О недрах" - передача права пользования участком недр юридическим лицом - пользователем недр, являющимся основным обществом, юридическому лицу, являющемуся его дочерним обществом.
Таким образом, лицензия КРР 02423 БЭ выдана ООО "Техногрупп-ресурсы" на законных основаниях, право заявителя пользования участком недр на основании указанной лицензии ответчиком не оспаривается.
Управление по недропользованию отказало ООО "Техногрупп-ресурсы" в продлении срока пользования участком недр в связи с отсутствием в составе заявочных материалов технического проекта (дополнение к техническому проекту), получившего положительное заключение необходимых государственных экспертиз и согласование Комиссии, создаваемой Роснедра или его территориальным органом.
Вместе с тем, как установлено арбитражным судом, заявление и приложенные к нему документы были приняты Управлением по недропользованию к рассмотрению без каких либо замечаний.
Кроме того пункт 39 Административного регламента не содержит требование по приложению к заявочным материалам копии рабочего проекта, согласованного Комиссией, осуществляющей согласование технических проектов на территории Красноярского края.
В обоснование требования по представлению копии рабочего проекта Управление по недропользованию ссылалось на письмо Федерального агентства по недропользованию от 17.11.2010 № АЛ-04-30/11024 в котором разъяснено, что без согласованного Комиссией на период доработки оставшихся запасов технического проекта (дополнения к техническому проекту) Роснедра и его территориальные органы не могут определить срок, на который может быть продлено действие лицензии для завершения доработки месторождения. В связи с этим предложено строго придерживаться действующего законодательства и рассматривать заявочные материалы недропользователей на продление сроков действия лицензий на разведку и добычу полезных ископаемых только при наличии в них в обязательном порядке согласованных с Комиссией проектных документов (дополнений к проектным документам) на разработку месторождений полезных ископаемых.
Арбитражный суд считает ссылку Управления по недропользованию на указанное письмо несостоятельной, поскольку данное письмо адресовано Управлению по недропользованию по Красноярскому краю, не обладает признаками нормативного правового акта, а следовательно не носит обязательного характера для недропользователей.
Требование о согласовании технических проектов внесено в статью 23.2 Закона о недрах Федеральным законом от 30.12.2008 № 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и вступило в силу с 11.01.2009.
Как усматривается из Рабочего проекта отработки месторождения россыпного золота в бассейне р. Талая и руч. Малая Гурахта, указанный проект утверждался предыдущим недропользователем - ООО "Артель старателей "Прииск Дражный" в 2002 году.
На основании изложенного арбитражный суд пришел к выводу, что не может быть положено в основу решения об отказе в продлении лицензии отсутствие в составе заявочных материалов технического проекта (дополнение к техническому проекту), получившего положительное заключение необходимых государственных экспертиз и согласование Комиссии.
Как указывалось выше, в силу статьи 10 Закона "О недрах" срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Наличие данных обстоятельств доказывается пользователями недр.
Как следует из материалов дела, к заявлению на продление срока данным лицом приложены документы в подтверждение необходимости продолжения работ по разработке месторождения, в том числе обоснование продления лицензии и выдержками из рабочего проекта, предложения по дальнейшему освоению недр (исх. от 21.01.2013 № 7).
Таким образом, заявитель подтвердил документально необходимость продления срока пользования участком недр, в том числе выдержками из рабочего проекта, утвержденного в установленном на дату его утверждения порядке.
Фактов непредставления с заявлением на продление лицензии документов, предусмотренных законом или Административным регламентом, ответчиком не установлено, материалами дела не подтверждено.
Также ответчиком не установлено, и материалами дела не подтверждено наличие обстоятельств, являющихся основанием для отказа в продлении сроков пользования участками недр.
Арбитражный суд считает, что письмо Управления по недропользованию № 04-1/262 от 11.02.2013 в части отказа в продлении срока действия лицензии КРР 02423 БЭ (добыча и разведка золота на россыпи р. Талой (приток р. Еруды) и р. Мал. Гурахты) предоставленной ООО "Техногрупп-Ресурсы" не соответствует Закону Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах", Административному регламенту Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензии на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденному Приказом Минприроды РФ от 29.09.2009 № 315, нарушает право заявителя пользования участком недр.
При установленных по настоящему делу обстоятельствах суд считает, что заявитель доказал необходимость продления срока действия лиц, а ответчик не доказал обстоятельства, препятствующие продления этого срока. Данные выводы суда согласуются с правовой позицией Конституционного суда РФ, изложенной в Определении от 22.03.2012 № 412-О-О.
Таким образом, оспариваемое письмо не соответствует Закону о недрах, нарушает права заявителя при осуществлении им предпринимательской деятельности по освоению и разработке спорного участка недр.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В качестве восстановительной меры заявитель просит суд: рассмотреть имеющиеся заявочные материалы ООО "Техногрупп - Ресурсы" по вопросу о продлении срока действия лицензии КРР 02423 БЭ без установленных нарушений; продлить срок действия лицензии КРР 02423 БЭ (добыча и разведка золота на россыпи р. Талой (приток р. Еруды) и р. Мал. Гурахты) до 01.01.2018; восстановить лицензию КРР 02423 БЭ на добычу и разведку золота на россыпи р. Талой (приток р. Еруды) и р. Мал. Гурахты в Государственном реестре лицензий.
При этом судом установлено, что в связи с истечением срока действия лицензии КРР 02423 БЭ Управлением по недропользованию по Красноярскому краю издан приказ от 25.02.2013 № 42 "О снятии с учета лицензии КРР 02423 БЭ". Законность данного приказа заявителем не оспаривается, поскольку в связи с отказом продления срока действия лицензии, срок действия лицензии действительно истек и, соответственно она исключена из Государственного реестра.
Однако, поскольку суд пришел к выводу о незаконном отказе в продлении срока действия лицензии, то исключение лицензии из Государственного реестра также незаконно.
Поэтому в качестве восстановительной меры суд полагает правомерным обязать Управление по недропользованию по Красноярскому краю восстановить лицензию КРР 02423 БЭ и продлить срок действия данной лицензии КРР 02423 БЭ (добыча и разведка золота на россыпи р. Талой (приток р. Еруды) и р. Мал. Гурахты) до 01.01.2018.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина для организаций уплачивается в размере 2 000 рублей.
При подаче заявления в арбитражный суд общество с ограниченной ответственностью "Техногрупп-Ресурсы" по платежному поручению от 11.03.2013 № 27 уплатило государственную пошлину в размере 4 000 рублей.
Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 2 000 рублей подлежит возврату обществу с ограниченной ответственностью "Техногрупп-Ресурсы".
С учетом результата рассмотрения настоящего дела государственная пошлина в размере 2 000 рублей подлежит взысканию с Управления по недропользованию по Красноярскому краю в пользу общества с ограниченной ответственностью "Техногрупп-Ресурсы".
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Заявление общества с ограниченной ответственностью "Техногрупп-Ресурсы" удовлетворить.
Признать недействительным письмо Управления по недропользованию по Красноярскому краю № 04-1/262 от 11.02.2013 в части отказа обществу с ограниченной ответственностью "Техногрупп-Ресурсы" в продлении срока действия лицензии КРР 02423 БЭ.
Обязать Управление по недропользованию по Красноярскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Техногрупп-Ресурсы" (ИНН 2466253850, ОГРН 1122468046117), а именно: восстановить лицензию КРР 02423 БЭ и продлить срок действия данной лицензии КРР 02423 БЭ (добыча и разведка золота на россыпи р. Талой (приток р. Еруды) и р. Мал. Гурахты) до 01.01.2018.
Взыскать с Управления по недропользованию по Красноярскому краю в пользу общества с ограниченной ответственностью "Техногрупп-Ресурсы" (ИНН 2466253850, ОГРН 1122468046117) судебные расходы в размере 2000 рублей государственной пошлины.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Техногрупп-Ресурсы" (ИНН 2466253850, ОГРН 1122468046117) из федерального бюджета 2000 рублей излишне уплаченной по платежному поручению от 11.03.2013 № 27 государственной пошлины.
Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в Третий арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
И.П.КРИЦКАЯ


------------------------------------------------------------------