По датам

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 20.02.2013 по делу N А33-20255/2012 <В удовлетворении заявления о признании незаконным решения антимонопольного органа о нарушении заявителем ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" в части непринятия мер по согласованию допуска третьего лица для участия в открытом конкурсе на право заключения договора аренды муниципального имущества электросетевого хозяйства отказано, поскольку факт незаконности вышеуказанного бездействия заявителя установлен вступившим в законную силу решением суда>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 февраля 2013 г. по делу № А33-20255/2012

Резолютивная часть решения объявлена 14 февраля 2013 года.
В полном объеме решение изготовлено 20 февраля 2013 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Раздобреевой И.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Правительства Красноярского края
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
о признании незаконным решения от 20.09.2012 по делу № 024-15-12,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора: открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири",
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя: Куренева Д.С. на основании доверенности от 04.05.2012 № 3-04884,
ответчика: Ковалевской И.Н. на основании доверенности № 17 от 10.01.2013,
от третьего лица: Окишевой Ю.Д. на основании доверенности от 20.12.2012 № 146Н/165,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.А. Циммерман,

установил:

Правительство Красноярского края (далее - заявитель, правительство) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее - антимонопольный орган, ответчик) о признании незаконным решения от 20.09.2012 по делу № 024-15-12.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири".
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении. Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал, сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление.
Третье лицо в судебном заседании поддержало позицию антимонопольного органа, просило в удовлетворении требований отказать.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.
На основании заявления ОАО "МРСК Сибири" о бездействии Правительства Красноярского края при согласовании допуска ОАО "МРСК Сибири" к участию в совершении сделки с муниципальным имуществом, находящимся на территории ЗАТО Железногорск антимонопольным органом возбуждено дело № 024-15-12 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" при согласовании участия юридических лиц в совершении сделок с имуществом, находящимся на территории ЗАТО Железногорск, выразившегося в бездействии, которое привело к устранению конкуренции между претендентами на участие в открытом конкурсе на право заключения договора аренды муниципального имущества (электросетевого комплекса ЗАТО Железногорск).
При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства № 024-15-12 комиссией антимонопольного органа установлены следующие обстоятельства.
В целях соблюдения требований части 3 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", определяющей порядок заключения договоров аренды в отношении муниципального недвижимого имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения муниципальным унитарным предприятиям, муниципальным предприятием "Горэлектросеть" 20.09.2011 был объявлен открытый конкурс на право заключения договора аренды электросетевого комплекса ЗАТО Железногорск Красноярского края.
Порядок проведения конкурсов на право заключения договоров в отношении муниципального имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения муниципальному предприятию установлен приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса".
Согласно пункту 9.2.4 конкурсной документации, одним из условий допуска претендента к участию в открытом конкурсе является наличие решения органа местного самоуправления закрытого административно-территориального образования о допуске иногороднего лица (юридического лица/индивидуального предпринимателя) к совершению сделки с недвижимым имуществом на территории ЗАТО для лиц, нерасположенных и незарегистрированных на территории закрытого административно-территориального образования Железногорск Красноярского края, в соответствии со статьей 8 Закона РФ от 14.07.1992 № 3297-1 в ред. от 07.02.2011 "О закрытом административно-территориальном образовании".
В соответствии с пунктом 9.4.2 конкурсной документации, несоответствие участника вышеуказанным требованиям является основанием для принятия конкурсной комиссией решения об отказе в допуске к участию в торгах.
Заявки на участие в открытом конкурсе представлены следующими хозяйствующими субъектами: ООО "Красноярская региональная энергетическая компания" и ОАО "МРСК Сибири".
В целях выполнения требований конкурсной документации в части получения допуска к участию в сделке с муниципальным имуществом, вышеуказанными претендентами на участие в открытом конкурсе направлены обращения в адрес администрации ЗАТО Железногорск о согласовании участия в совершении сделки с электросетевым комплексом, расположенным на территории закрытого административно-территориального образования.
На основании указанных обращений хозяйствующих субъектов администрацией ЗАТО Железногорск приняты постановления о допуске ООО "Красноярская региональная энергетическая компания" и ОАО "МРСК Сибири" к участию в совершении сделки по аренде муниципального имущества - объектов электросетевого комплекса ЗАТО Железногорск.
В целях согласования указанных решений с органом государственной власти субъектов Российской Федерации администрацией ЗАТО Железногорск направлены соответствующие обращения в адрес Правительства Красноярского края.
Правительством Красноярского края на основании соответствующего обращения администрации согласовано заключение договора аренды вышеуказанного муниципального имущества ООО "Красноярская региональная энергетическая компания" (исх. от 25.10.2011 № 3-011081). По вопросу согласования постановления администрации о допуске ОАО "МРСК Сибири" к участию в совершении указанной сделки по аренде муниципального имущества в адрес администрации ЗАТО Железногорск ответ Правительства Красноярского края на соответствующее обращение администрации не поступал.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 14.11.2011 конкурсной комиссией МП "Горэлектросеть" принято решение о допуске к участию в открытом конкурсе ООО "Красноярская региональная энергетическая компания" и об отказе в допуске к участию в торгах ОАО "МРСК Сибири" в связи с отсутствием согласования решения органа местного самоуправления о допуске лица к совершению сделки с недвижимым имуществом (расположенным на территории ЗАТО) с органом государственной власти субъекта Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся предприятия, по роду деятельности которых создано ЗАТО.
По результатам проведения открытого конкурса между МП "Горэлектросеть" и ООО "Красноярская региональная энергетическая компания" (единственным участником торгов) заключен договор аренды муниципального имущества (электросетевого комплекса ЗАТО Железногорск) от 25.11.2011 № 0-02/119-2011 сроком до 24.05.2012.
По результатам анализа материалов и пояснений, представленных лицами, участвующими в деле, комиссия антимонопольного органа пришла к выводу, что бездействие правительства, выразившееся в непринятии мер по согласованию допуска к участию ОАО "МРСК Сибири" в совершении сделки с муниципальным имуществом привело к устранению конкуренции между претендентами на участие в открытом конкурсе на право заключения договора аренды электросетевого комплекса ЗАТО Железногорск.
Кроме того, антимонопольным органом учтено, что решением Арбитражного суда Красноярского края от 02.04.2012 по делу № А33-8/2012 на основании заявления ОАО "МРСК Сибири" вышеизложенное бездействие Правительства Красноярского края, выразившееся в непринятии мер по согласованию допуска ОАО "МРСК Сибири" для участия в открытом конкурсе на право заключения договора аренды муниципального имущества, входящего в состав электросетевого комплекса ЗАТО Железногорск Красноярского края, признано незаконным. Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 08.06.2012 решение Арбитражного суда Красноярского края от 02.04.2012 по делу № А33-8/2012 оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12.09.2012 вышеуказанное решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда по делу № А33-8/2012 оставлены без изменения.
Решением от 20.09.2012 по делу № 024-15-12 антимонопольный орган признал Правительство Красноярского края нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" по факту бездействия, выразившегося в непринятии мер по согласованию допуска к участию ОАО "МРСК Сибири" в совершении сделки с имуществом, находящимся на территории ЗАТО Железногорск, что привело к устранению конкуренции между претендентами на участие в открытом конкурсе на право заключения договора аренды муниципального имущества (электросетевого комплекса ЗАТО Железногорск).
В связи с окончанием процедуры торгов и заключением договора аренды муниципального имущества предписание решено не выдавать.
Не согласившись с указанным решением, правительство обратилось в суд с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Из содержания статей 198, 200, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В соответствии с пунктами 1 и 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.
Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю является территориальным органом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган:
- обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;
- выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 23, части 1 статьи 39 Федерального закона "О защите конкуренции", антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.
На основании вышеизложенного оспариваемое решение вынесено уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий.
Частью 2 статьи 8 Закона Российской Федерации от 14.07.1992 № 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" (в редакции от 07.02.2011, действующей на момент проведения открытого конкурса) предусмотрено требование о согласовании решения органа местного самоуправления о допуске граждан и юридических лиц в совершении сделок в отношении муниципального имущества, находящегося на территории закрытого административно-территориального образования, с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся предприятия и (или) объекты, по роду деятельности которых создано закрытое административно-территориальное образование.

Согласно пункту д) части 1 статьи 3 Закона Красноярского края от 12.11.2004 № 12-2513 "О приватизации государственного имущества Красноярского края" (в редакции от 09.12.2010) к полномочиям Правительства Красноярского края в сфере приватизации имущества отнесено согласование решений органов местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований о допуске граждан и юридических лиц к участию в приватизации недвижимого имущества, являющегося государственной или муниципальной собственностью и находящегося на территории закрытых административно-территориальных образований, и совершению сделок с ним (имуществом) в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
Таким образом, органом государственной власти, уполномоченным на согласование решений органов местного самоуправления о допуске юридических лиц к совершению сделок с имуществом, находящимся на территории закрытых административно-территориальных образований, в соответствии с требованиями статьи 8 Закона Российской Федерации от 14.07.1992 № 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" (в редакции от 07.02.2011) являлось Правительство Красноярского края.
В соответствии со статьей 6 Закона Красноярского края от 10.07.2008 № 6-1930 "О Правительстве Красноярского края и иных органах исполнительной власти Красноярского края" Правительство края является высшим постоянно действующим органом исполнительной власти края, обладает общей компетенцией и возглавляет органы исполнительной власти края специальной компетенции, образующие вместе с ним единую систему органов исполнительной власти края.
Согласно части 2 статьи 42 Устава Красноярского края от 05.06.2008 № 5-1777 органы государственной власти края, иные государственные органы края обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений, дают письменный ответ по существу обращения, принимают в максимально короткие сроки меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина в соответствии с федеральными законами и законами края.
В рассматриваемом случае бездействие правительства, выразившееся в непринятии мер по согласованию допуска к участию ОАО "МРСК Сибири" в совершении сделки с муниципальным имуществом, привело к устранению конкуренции между претендентами на участие в открытом конкурсе на право заключения договора аренды электросетевого комплекса ЗАТО Железногорск.
Действующим законодательством не установлена последовательность порядка согласования решения органа местного самоуправления о допуске юридического лица к совершению сделки с муниципальным имуществом, находящимся на территории закрытого административно-территориального образования, с органом государственной власти субъектов Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти.
Администрацией ЗАТО Железногорск в адрес антимонопольного органа представлено письмо Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" "О порядке согласования сделок" (исх. от 19.11.2008 № 17.1/0780), направленное главам закрытых административно-территориальных образований. В соответствии с положениями указанного письма, для рассмотрения Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" вопроса согласования сделок в порядке, установленном статьи 8 Закона Российской Федерации от 14.07.1992 № 3297-1 (ред. от 07.02.2011) "О закрытом административно-территориальном образовании", органам местного самоуправления необходимо представить в адрес корпорации в том числе:
- копию акта органа местного самоуправления, подтверждающего согласование совершения сделки с органом местного самоуправления;
- копию распоряжения (постановления) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подтверждающее согласование указанного вопроса с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится закрытое административно-территориальное образование;
- копию письма руководителя подведомственного предприятия организации Корпорации, по роду деятельности которого создано ЗАТО относительно возможности и целесообразности заключения сделки с недвижимым имуществом на территории закрытого административно-территориального образования.
Согласование решения органа местного самоуправления органом государственной власти субъекта Российской Федерации является этапом получения допуска к осуществлению хозяйствующим субъектом сделки с имуществом на территории закрытого административно-территориального образования и, следовательно, выполнения требований, предусмотренных конкурсной документацией.
Наступление возможных негативных последствий в результате бездействия правительства при осуществлении полномочий по согласованию участия ОАО "МРСК Сибири" в совершении сделки с муниципальным имуществом в рассматриваемом случае не ставится в зависимость от наличия либо отсутствия согласования сделки с Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом".
Основанием для отказа в допуске к участию ОАО "МРСК Сибири" в открытом конкурсе послужило отсутствие согласования правительством решения администрации о допуске к участию общества в совершении сделки с муниципальным имуществом. Таким образом, бездействие правительства привело к устранению конкуренции между претендентами на участие в открытом конкурсе.
В соответствии в положениями части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Следовательно, Правительством Красноярского края нарушены требованиям части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" путем непринятия мер по согласованию допуска к участию ОАО "МРСК Сибири" в совершении сделки с имуществом, находящимся на территории ЗАТО Железногорск.
На основании изложенного суд считает, что решение антимонопольного органа является законным и обоснованным.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 02.04.2012 по делу № А33-8/2012, возбужденному по заявлению ОАО "МРСК Сибири", вышеизложенное бездействие Правительства Красноярского края, выразившееся в непринятии мер по согласованию допуска ОАО "МРСК Сибири" для участия в открытом конкурсе на право заключения договора аренды муниципального имущества, входящего в состав электросетевого комплекса ЗАТО Железногорск Красноярского края, признано незаконным.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 08.06.2012 решение Арбитражного суда Красноярского края от 02.04.2012 по делу № А33-8/2012 оставлено без изменения.
В постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 08.06.2012 по делу № А33-8/2012 судом апелляционной инстанции указано, что бездействие правительства привело (могло привести) к ограничению доступа на товарный рынок оказания услуг по передаче электрической энергии, что является нарушением норм статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12.09.2012 вышеуказанное решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда по делу № А33-8/2012 оставлены без изменения.
Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 02.04.2012 по делу № А33-8/2012 имеет преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела. Установленные судебными актами по указанному делу обстоятельства не подлежат доказыванию вновь.
На основании изложенного требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Отказать Правительству Красноярского края в удовлетворении заявления о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 20.09.2012 по делу № 024-15-12.
Проверено на соответствие Федеральному закону "О защите конкуренции".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
И.А.РАЗДОБРЕЕВА


------------------------------------------------------------------