По датам

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 20.02.2013 по делу N А33-18352/2012 <Заявление о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в продлении срока действия распоряжения о предоставлении земельного участка удовлетворено, поскольку доказан факт осуществления заявителем действий, направленных на освоение арендуемого земельного участка, в том числе, действий по разработке проектной документации, выполнению иных подготовительных работ, направленных на получение разрешения на строительство с целью его использования в соответствии с назначением, определенным договором аренды>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 февраля 2013 г. по делу № А33-18352/2012

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 15.02.2013.
В полном объеме решение изготовлено 20.02.2013.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Шишкиной И.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛКТ" (ИНН 2466136410, ОГРН 1062466004721, г. Красноярск)
к Департаменту градостроительства администрации города Красноярска (ИНН 2466216619, ОГРН 1082468060476, г. Красноярск)
о признании незаконным решения, об обязании устранить допущенные нарушения,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации,
- Администрации города Красноярска,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Яндовко М.В. - представителя по доверенности от 09.02.2012, Лошакова И.В. - представителя по доверенности от 24.01.2013 (до перерыва),
от ответчика: Лузаковой Ю.В. - представителя по доверенности от 10.08.2012 (после перерыва),
при составлении протокола судебного заседания секретарями судебного заседания Точиловой Т.А.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "ЛКТ" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Департаменту градостроительства администрации города Красноярска о признании незаконным решения, изложенное в письме от 31.08.2012 № 01/3919-дг "О продлении срока предоставления земельного участка"; об обязании в двухнедельный срок с момента вступления в законную силу судебного решения по настоящему делу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя изданием распоряжения о продлении на три года срока предоставления земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 24:50:0300302:0055 площадью 9 240, кв. м., расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. 2-я Брянская - ул. Караульная, для строительства производственно-складской базы строительных материалов с инженерным обеспечением, предоставленного Распоряжением администрации города Красноярска № 1700-ж от 29.12.2009 года.
Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 21.11.2012 возбуждено производство по делу, 19.12.2012 назначено предварительное судебное заседание.
Определением от 25.12.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, администрация г. Красноярска, судебное разбирательство по делу отложено на 24.01.2013.
Определением от 04.02.2013 судебное разбирательство отложено на 15.02.2013.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, для участия в судебное заседание не явились. На основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Истец заявил ходатайство об уточнении предмета иска, просит:
- признать незаконным отказ Департамента градостроительства администрации г. Красноярска, изложенный в письме от 31.08.2012 № 01/3919-дг "О продлении срока предоставления земельного участка".
- обязать Департамент градостроительства администрации г. Красноярска в двухнедельный срок с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем подготовки проекта распоряжения и выдачи распоряжения о продлении срока предоставления земельного участка для строительства сроком на три года из земель населенных пунктов с кадастровым номером 24:50:0300302:0055 площадью 9 240 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. 2-я Брянская, ул. Караульная, для строительства производственно-складской базы строительных материалов с инженерным обеспечением, предоставленного Распоряжением администрации г. Красноярска № 1700-ж от 29.12.2009.
Ходатайство удовлетворено.
Истец заявил письменное ходатайство, в котором просит не рассматривать поданное им в прошлом судебном заседании заявление о привлечении в качестве соответчика администрации г. Красноярска.
Ходатайство удовлетворено.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 12.00 час. 15.02.2013.
После перерыва судебное разбирательство продолжено с участием тех же представителей сторон.
Ответчик представил отзыв на иск, в котором иск не признал по следующим основаниям: после обращения истца в Департамент за продлением срока действия Распоряжения от 29.12.2009 № 1700-ж специалистами департамента градостроительства был обследован земельный участок и установлено, что участок свободен от застройки, местами расположены зеленые насаждения; согласно пункта 4 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации аренда земельного участка прекращается при неиспользовании земельного участка, предназначенного для строительства в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом; заявителем не представлены документы, свидетельствующие об освоении земельного участка, разрешение на строительство обществу не выдавалось; договор аренды является незаключенным, поскольку не прошел государственную регистрацию; повторно общество обратилось в департамент с заявлением от 08.11.2012 № 11549-ек и не представило документов, свидетельствующих об освоении земельного участка.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Постановлением администрации г. Красноярска № 1700-ж от 29.12.2009 ООО "ЛКТ" предоставлен на три года в аренду земельный участок кадастровый номер 24:50:0300302:0055 площадью 9 240 кв.м. расположенный в г. Красноярске, Центральный район, ул. 2-я Брянская - ул. Караульная для строительства производственно-складской базы строительных материалов с инженерным обеспечением. Признан утратившим силу пункт 1 Распоряжения заместителя Главы города - начальника департамента градостроительства от 16.01.2007 № 43-арх "О предварительном согласовании ООО "ЛКТ" места размещения объекта".
Между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска (арендодатель) и ООО "ЛКТ" (арендатор) заключен договор № 56 от 23.01.2012 аренды вышеуказанного земельного участка в целях строительства производственно-складской базы строительных материалов с инженерным обеспечением (пункт 1.1 договора).
Срок аренды установлен с 29.12.2009 по 28.12.2012 (пункт 2.1 договора).
По акту приема-передачи от 14.01.2008 участок передан арендатору.
Департаментом градостроительства администрации г. Красноярска истцу выдан градостроительный план земельного участка № 24:50:0300302:55 по ул. 2-я Брянская - ул. Караульная, утвержденный Распоряжением администрации г. Красноярска от 10.08.2012 № 963-арх.
05.06.2012 общество с ограниченной ответственностью "ЛКТ" обратилось в Департамент градостроительства администрации г. Красноярска с заявлением о выдаче разрешения на строительство производственно-складской базы строительных материалов с инженерным обеспечением на земельном участке по адресу: г. Красноярск, ул. 2-я Брянская - ул. Караульная, кадастровый номер 24:50:0300302:55.
Департамент градостроительства администрации г. Красноярска письмом от 14.06.2012 № 01/2652-дг отказал обществу с ограниченной ответственностью "ЛКТ" в выдаче разрешения на строительство.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 26.11.2012 по делу № А33-10230/2012 признано незаконным решение Департамента градостроительства администрации города Красноярска об отказе в выдаче разрешения на строительство производственно-складской базы строительных материалов на земельном участке по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. 2-я Брянская - ул. Караульная, оформленное письмом от 14.06.2012 № 01/2652-дг, суд обязал Департамент градостроительства администрации города Красноярска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "ЛКТ" путем выдачи разрешения на строительство объекта - производственно-складской базы строительных материалов на земельном участке по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. 2-я Брянская - ул. Караульная, в течение месяца с момента вступления решения в законную силу.
Третьим арбитражным апелляционным судом 15.02.2013 оглашена резолютивная часть постановления об оставлении указанного решения без изменения.
Письмом № 03 от 03.05.2012 ООО "ЛКТ" обратилось в Департамент градостроительства администрации г. Красноярска с заявлением о продлении срока действия Распоряжения № 1700-ж от 29.12.2009 о предоставлении обществу земельного участка пор ул. 2-я Брянская - ул. Караульная в г. Красноярске, используемого для строительства производственно-складской базы строительных материалов с инженерным обеспечением. Заявление зарегистрировано 04.05.2012 вх. № 6132.
Письмом № 25/05 от 25.05.2012 ООО "ЛКТ" в дополнение к указанному заявлению представило в Департамент градостроительства администрации г. Красноярска учредительные документы общества, выписку из ЕГРЮЛ, решение о назначении директора, договор аренды земельного участка.
Письмом от 25.05.2012 № 2254-дг Департамент градостроительства проинформировал ООО "ЛКТ", что по обращению подготовлен акт обследования земельного участка и проект распоряжения администрации г. Красноярска о продлении срока предоставления земельного участка ля строительства, проект направлен для согласования в структурные подразделения администрации г. Красноярска.
Письмом от 31.08.2012 № 01/3919-дг Департамент градостроительства отказал ООО "ЛКТ" в продлении срока предоставления земельного участка, установленного Распоряжением от 29.11.2009 № 1700-ж в связи с отклонением юридическим отделом администрации г. Красноярска проекта распоряжения от согласования, отсутствием разрешения на строительство на участке, а также в связи с тем, что участок свободен от застройки.
По настоящему заявлению ООО "ЛКТ" просит признать данный отказ незаконным, обязать Департамент градостроительства администрации г. Красноярска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, ссылаясь на следующее:
- основанием отказа в продлении распоряжения о предоставлении земельного участка для строительства явилось нарушение заявителем требования статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации в части неиспользования земельного участка в течение трех лет, что подтверждается, по мнению департамента, актом обследования земельного участка от 25.05.2012, подготовленного специалистами строительного надзора управления архитектуры, отсутствием разрешения на строительство объекта на земельном участке;
- согласно части 1 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством. Согласно части 2 указанной статьи аренда земельного участка может быть прекращена в случае неиспользования земельного участка, предназначенного для строительства, в течение трех лет;
- вместе с тем часть 2 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исключение, согласно которому в трехлетний срок не включается время, необходимое для освоения земельного участка, а также время, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению ввиду обстоятельств, исключающих такое использование;
- в соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство. Исходя из части 1 указанной статьи разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка. Часть 7 статьи 51 Кодекса содержит перечень документов, необходимых для представления уполномоченному органу с целью получения разрешения на строительство;
- таким образом, для осуществления действий по непосредственному строительству объекта капитального строительства необходимо разрешение на строительство, получение которого обусловлено наличием у заинтересованного лица, в том числе проектной документации;
- 29.01.2010 между ООО "ЛКТ" и ЗАО "Базилик" заключен договор подряда на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту "Производственно-складская база строительных материалов ООО "ЛКТ" с разработкой рабочего проекта наружных и внутренних сетей инженерного обеспечения в г. Красноярске по ул. 2-я Брянская - ул. Караульная.", все это свидетельствует о совершении заявителем необходимых действий по разработке проектной документации и выполнении иных подготовительных работ, направленных на получение разрешения на строительство и освоение земельного участка в соответствии с целью его предоставления в аренду;
- ООО "ЛКТ" считает, что необходимо исключить из срока аренды земельного участка (29.12.2009 - 28.12.2012) в порядке части 2 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации время, необходимое для его освоения;
- отсутствие разрешения на строительство делает невозможным для ООО "ЛКТ", выполнение каких-либо работ на земельном участке, невыполнение которых, наряду с отсутствием разрешения, и явилось основанием оспариваемого отказа;
- вместе с тем действующее законодательство, в том числе Земельный кодекс Российской Федерации и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты не предусматривают обязанность лица, претендующего на получение в аренду земельного участка для строительства, представлять органам, поименованным в статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство. Изложенная позиция подтверждается постановлением Федерального арбитражного суд Восточно-Сибирского округа от 04.02.2011 по делу № А33-1498/2010;
- общество считает, что указав в качестве основания для отказа в продлении срока распоряжения на отсутствие разрешения на строительство ответчик злоупотребил правом, формально подошел к оценке спорных правоотношений;
- более того, на день рассмотрения заявления о предоставления земельного участка до окончания трехлетнего срока, предназначенного для освоения земельного участка, оставалось более шести месяцев.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.
Исходя из положений части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Заявленные требования ОО "ЛКТ" обосновывает тем, что в отсутствие разрешения на строительство не мог приступить к строительству на участке; участок осваивался в течение срока прошедшего после выдачи Распоряжения от 29.12.2009 № 1700-ж - заключены договоры подряда на определение координат двух точек высотного съемочного обоснования по строящемуся объекту, договор на проведение инженерно-геологических изысканий по проекту, подготовлен проект строительства объекта. Ответчиком неправомерно не исключен из трехлетнего срока срок, необходимый для освоения объекта (пункт 2 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации).
Суд полагает, что оспариваемый отказ, изложенный в письме Департамента градостроительства администрации г. Красноярска от 31.08.2012 № 01/3919-дг "О продлении срока предоставления земельного участка", не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя на основании следующего.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно статье 45 Устава города Красноярска администрация города в установленном настоящим Уставом и другими правовыми актами города порядке, в том числе распоряжается и управляет имуществом, находящимся в городской собственности. Реализуя указанные в пункте 1 настоящей статьи полномочия, администрация города осуществляет нормотворческую, распорядительную и исполнительную деятельность.
Пунктом 1 статьи 58 Устава города Красноярска определено, что администрация города в пределах полномочий Главы города и администрации города, установленных федеральными законами, законами края, настоящим Уставом, решениями городского Совета, издаются соответственно постановления и распоряжения администрации города, подписываемые Главой города, а также распоряжения администрации города, подписываемые заместителями Главы города. Заместители Главы города издают распоряжения в рамках их должностных полномочий в порядке, установленном Главой города.
По пункту 1.1. Положения о департаменте градостроительства администрации города Красноярска, утвержденного Распоряжением администрации города от 17.08.2010 № 114-р, департамент градостроительства администрации г. Красноярска является органом администрации города, созданным в целях реализации полномочий администрации города в области градостроительной политики на территории города.
Согласно пункту 1.2 Положения от 17.08.2010 № 114-р департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Красноярского края, Уставом города Красноярска, иными правовыми актами города Красноярска и настоящим Положением.
Пунктом 3.7 Положения № 114-р предусмотрено, что Департамент осуществляет подготовку и согласование проектов правовых актов города в области архитектурной и градостроительной деятельности, в том числе о предварительном согласовании места размещения объекта, о предоставлении и изъятии земельных участков на территории города для целей, связанных со строительством, а также об отмене, изменении, дополнении, продлении сроков, признании утратившими силу, приостановлении действия постановлений и распоряжений по указанным вопросам.
Пунктами 1, 5.5, 5.9 Приложения № 22 к Распоряжению администрации г. Красноярска от 22.12.2006 № 270-р "Об утверждении должностных обязанностей заместителей Главы города Красноярска" определено, что заместитель Главы города - руководитель департамента градостроительства издает распоряжения по вопросам, входящим в его компетенцию и несет ответственность за вопросы подготовки проектов (согласования) проектов правовых актов города в пределах своей компетенции; управления городскими землями в части предоставления и изъятия земельных участков для строительства и реконструкции.
Следовательно, заявление общества № 03 от 03.05.2012 о продлении Распоряжения администрации г. Красноярска от 29.12.2009 № 1700-р рассмотрено уполномоченным органом - департаментом градостроительства администрации г. Красноярска, решение, изложенное в письме департамента об отказе в продлении Распоряжения администрации г. Красноярска от 31.08.2012 № 01/3919-дг принято в рамках его компетенции.

Частью 4 *** Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ предусмотрено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающей основания прекращения аренды земельного участка, аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации кроме указанных в пункте 1 настоящей статьи случаев аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя в случае неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом или договором аренды земельного участка, за исключением времени, необходимого для освоения земельного участка, а также времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
Порядок подготовки и согласования в администрации города индивидуальных правовых актов о предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта и без предварительного согласования места размещения объекта определяло на дату подачи обществом заявления и принятия оспариваемого отказа Распоряжение Администрации г. Красноярска от 26.04.2012 № 813-ж "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта".
Согласно данного Распоряжения, уполномоченным органом по оказанию данной услуги являлось ранее управление архитектуры администрации г. Красноярска, в последующем - с учетом изменения компетенции данного Управления по Распоряжению администрации г. Красноярска от 16.08.2012 № 124-р - департамент градостроительства администрации г. Красноярска.
Пунктами 33, 34 Распоряжения № 813-ж, действующим на дату принятия ответчиком оспариваемого отказа, предусмотрен порядок подготовки и согласования проекта распоряжения о предоставлении земельного участка для строительства либо подготовка отказа в предоставлении муниципальной услуги:
Прием и регистрация заявления о предоставлении земельного участка для строительства:
1) основанием для начала административной процедуры является поступление в Управление заявления юридического либо физического лица, в отношении которого принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, с приложением документов, указанных в пункте 19 настоящего Регламента;
2) ответственным исполнителем за совершение административного действия по приему и регистрации заявления о предоставлении земельного участка для строительства является уполномоченный специалист отдела по работе с обращениями граждан и контролю исполнительской дисциплины Управления;
3) заявление о предоставлении земельного участка для строительства регистрируется в день его поступления уполномоченным специалистом отдела по работе с обращениями граждан и контролю исполнительской дисциплины Управления либо возвращается заявителю при наличии оснований для отказа в приеме документов, предусмотренных пунктом 20 настоящего Регламента.
Заявление в течение двух дней с даты регистрации передается в отдел формирования градостроительных дел Управления;
4) результатом административной процедуры по приему и регистрации заявления о предоставлении земельного участка для строительства является присвоение заявлению порядкового номера входящей корреспонденции и передача заявления в отдел формирования градостроительных дел Управления.
1) основанием для начала осуществления административной процедуры по подготовке и согласованию проекта распоряжения администрации города о предварительном согласовании места размещения объекта является поступление заявления о предоставлении земельного участка для строительства с приложением документов, указанных в пункте 19 настоящего Регламента, в отдел формирования градостроительных дел Управления;
2) ответственным исполнителем за осуществление административной процедуры по подготовке и согласованию проекта распоряжения администрации города о предоставлении земельного участка для строительства является уполномоченный специалист отдела формирования градостроительных дел Управления;
3) уполномоченный специалист отдела формирования градостроительных дел Управления в двухдневный срок готовит проект распоряжения администрации города о предоставлении земельного участка для строительства;
4) проект распоряжения администрации города о предоставлении земельного участка для строительства с приложением градостроительного дела направляется отделом формирования градостроительных дел Управления на согласование в отдел генерального плана Управления, отдел ведения информационных систем градостроительной деятельности Управления, а также в юридический отдел Управления для его правовой экспертизы, при осуществлении которой уполномоченный специалист юридического отдела Управления проверяет проект распоряжения администрации города на предмет его соответствия действующему законодательству.
Срок согласования проекта распоряжения администрации города о предоставлении земельного участка для строительства не должен превышать трех дней.
При наличии замечаний по проекту распоряжения администрации города о предоставлении земельного участка для строительства уполномоченный специалист согласующего отдела Управления совместно с заместителем руководителя Управления по правовым вопросам оформляет их на отдельном листе в виде заключения. Заключение подписывается заместителем руководителя Управления по правовым вопросам.
В результате осуществления правовой экспертизы проект правового акта с приложением градостроительного дела и заключения с изложенными замечаниями, при их наличии, передается на согласование руководителю Управления.
При наличии замечаний уполномоченный специалист юридического отдела Управления осуществляет подготовку отказа в предоставлении муниципальной услуги, в случае если вынесенные по проекту замечания являются основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги, перечисленными в пункте 21 настоящего Регламента.
Если в предоставлении муниципальной услуги отказывается в связи с нарушением в результате предполагаемого размещения объекта капитального строительства прав и законных интересов физических, юридических лиц, в отказе указывается, какие права либо законные интересы нарушаются предполагаемым размещением объекта капитального строительства, нормы законодательства, предусматривающие данное право, законный интерес, и документ, подтверждающий это право, законный интерес, если необходимо его наличие.
Отказ в предоставлении земельного участка для строительства подписывается заместителем Главы города - руководителем департамента градостроительства течение двух дней и регистрируется в день его подписания;
5) проект распоряжения администрации города о предоставлении земельного участка для строительства согласовывается с: заместителем руководителя Управления по правовым вопросам;
руководителем Управления;
заместителем Главы города - руководителем департамента градостроительства;
заместителем Главы города - руководителем департамента муниципального имущества и земельных отношений;
руководителем управления делами;
заместителем Главы города - руководителем управления информатизации и связи (при согласовании размещения линейно-кабельных сооружений связи);
6) результатом административной процедуры по подготовке и согласованию проекта распоряжения администрации города о предоставлении земельного участка для строительства является распоряжение администрации города о предоставлении земельного участка для строительства либо отказ в предоставлении земельного участка для строительства.
Процедура продления срока предоставления земельного участка под строительство должна проводиться с учетом указанных правил пунктов 33 и 34 Распоряжения № 813-ж, поскольку отдельно указанная процедура не урегулирована в данном Распоряжении.
Пунктом 21 Распоряжения № 813-ж предусмотрены основания для отказа в предоставлении земельного участка под строительство:
несоответствие предполагаемого размещения объекта требованиям действующего законодательства, градостроительным нормам и правилам;
несоответствие предполагаемого размещения объекта требованиям документации по планировке территории;
несоответствие функционального назначения объекта градостроительному регламенту территориальной зоны;
проведение работ по формированию земельного участка в целях проведения торгов (конкурсов, аукционов);
наличие на земельном участке объектов недвижимого имущества, принадлежащих на правах, предусмотренных действующим законодательством, третьим лицам, за исключением наличия объектов недвижимого имущества на земельном участке, в отношении которого принято решение о строительстве объектов, признанных муниципальной нуждой;
наличие отрицательных согласований (заключений) государственных органов, органов местного самоуправления, служб и организаций, необходимых для предоставления муниципальной услуги;
нарушение предполагаемым размещением объекта капитального строительства прав и законных интересов физических, юридических лиц.
Как следует из материалов дела, ООО "ЛКТ" на основании Распоряжения от 29.12.2009 № 1700-ж и договора аренды предоставлен земельный участок кадастровый номер 24:50:0300302:0055 площадью 9 240 кв.м. расположенный в г. Красноярске, Центральный район, ул. 2-я Брянская - ул. Караульная для строительства производственно-складской базы строительных материалов с инженерным обеспечением на срок с 29.12.2009 по 28.12.2012.
Поскольку стороны данного договора установили, что условия заключенного ими договора аренды земельного участка применяются к их отношениям, существовавшим в течение определенного периода времени до его заключения, то при исчислении срока аренды в целях определения, подлежит договор государственной регистрации или нет, такой период времени не включается в срок аренды.
Поскольку договор аренды подписан сторонами 23.01.2012, а срок его окончания определен 28.12.2012, данный договор не подлежит государственной регистрации.
Основанием отказа в продлении распоряжения о предоставлении земельного участка для строительства явилось нарушение заявителем требования статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации в части неиспользования земельного участка в течение трех лет, что подтверждается, по мнению департамента, актом обследования земельного участка от 25.05.2012, подготовленного главным специалистом строительного отдела департамента, отсутствием разрешения на строительство объекта на земельном участке.
Согласно части 1 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством. Согласно части 2 указанной статьи аренда земельного участка может быть прекращена в случае неиспользования земельного участка, предназначенного для строительства, в течение трех лет.
Из представленного в дело акта обследования земельного участка от 25.05.2012 следует, что участок свободен от застройки, местами расположены зеленые насаждения.
Поскольку у общества на дату осмотра отсутствовало разрешение на строительство, общество не вправе приступать к строительству. Кроме того, по данному основанию отказ в продлении срока строительства является преждевременным, учитывая, что до окончания срока действия договора - 29.12.2012 было еще несколько месяцев, а исковое заявление общества об обжаловании отказа Департамента градостроительства в выдаче разрешения на строительство принято к производству арбитражного суда определением от 02.07.2012 в рамках дела № А33-10230/2012, о чем ответчику на дату принятия оспариваемого отказа было известно.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 26.11.2012 по делу № А33-10230/2012 признано незаконным решение Департамента градостроительства администрации города Красноярска об отказе в выдаче разрешения на строительство производственно-складской базы строительных материалов на земельном участке по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. 2-я Брянская - ул. Караульная, оформленное письмом от 14.06.2012 № 01/2652-дг, суд обязал Департамент градостроительства администрации города Красноярска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "ЛКТ" путем выдачи разрешения на строительство объекта - производственно-складской базы строительных материалов на земельном участке по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. 2-я Брянская - ул. Караульная, в течение месяца с момента вступления решения в законную силу.
Часть 2 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исключение, согласно которому в трехлетний срок не включается время, необходимое для освоения земельного участка, а также время, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению ввиду обстоятельств, исключающих такое использование.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство. Исходя из части 1 указанной статьи разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка. Часть 7 статьи 51 Кодекса содержит перечень документов, необходимых для представления уполномоченному органу с целью получения разрешения на строительство.
Таким образом, для осуществления действий по непосредственному строительству объекта капитального строительства необходимо разрешение на строительство, получение которого обусловлено наличием у заинтересованного лица, в том числе проектной документации.
Представленные в материалы далее документы, а именно:
- договор № 18/03 от 118.03.2010 с гр. Пахер А.В. на проведение инженерно-геологических изысканий по объекту;
- договор № 10/01 от -1.10.2010 с гр. Михайловым Е.Ю. на определение координат 2 точек планово-высотного съемочного обоснования по объект строительства;
- договор на выполнение проектных работ № 09-п от 29.12.2009 с ЗАО "Базилик", предметом которого является выполнение рабочего проекта "Производственно-складская база строительных материалов ООО "ЛКТ" и рабочий проект наружных и внутренних сетей инженерного обеспечения в г. Красноярске по ул. 2-я Брянская - ул. Караульная";
- отчет об инженерно-геодезических испытаниях на объекте строительства от 2010 года;
- изготовленная ЗПО "Базилик" схема планировочной организации земельного участка по производственно-складской базе строительных материалов;
- подготовленные ООО "Базилик" архитектурно-строительные решения производственно-складской базы строительных материалов;
- подготовленный ООО "Базилик" проект организации строительства производственно-складской базы, свидетельствуют о совершении заявителем необходимых действий по проведению инженерно-геологических изысканий и разработке проектной документации на строительство объекта, выполнении иных подготовительных работ, направленных на получение разрешения на строительство и освоение земельного участка в соответствии с целями его предоставления в аренду.
Правовой режим земель в период строительства имеет особенности, установленные земельным законодательством, которые, в частности, заключаются в возложении на арендатора определенных обязанностей на период строительства и установлении в законе специальных оснований для прекращения договора аренды.
Основания прекращения аренды земельного участка установлены в статье 46 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для прекращения договора аренды земельного участка, предназначенного для строительства, является его неиспользование в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом или договором аренды земельного участка.
Обстоятельством, исключающим прекращение договора аренды земельного участка, в силу названной нормы Кодекса является время, необходимое для освоения земельного участка.
Арбитражным судом установлено, что обществом по договору аренды осуществлялись и осуществляются действия, направленные на освоение арендуемого земельного участка, в том числе, действия по разработке проектной документации, прокладке инженерных коммуникаций, выполнению иных подготовительных работ, направленных на получение разрешения на строительство с целью его использования в соответствии с назначением, определенным договором аренды.
На основании изложенного суд соглашается с доводом заявителя о необходимости исключения из срока аренды земельного участка (29.12.2009 - 28.12.2012) в порядке части 2 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации времени, необходимого для его освоения.
Отсутствие разрешения на строительство делает невозможным для заявителя, как законопослушного субъекта хозяйственной деятельности, выполнение каких-либо работ на земельном участке, невыполнение которых, наряду с отсутствием разрешения, и явилось основанием оспариваемого отказа.
Непредставление обществом с заявлением от 03.05.2012 в департамент градостроительства документов, имеющихся в настоящем деле, не влияет на вышеизложенные выводы, поскольку документы о проведении проектно-изыскательских и проектных работ Департамент градостроительства располагал на дату принятия оспариваемого отказа. Так, к заявлению ООО "ЛКТ" от 05.06.2012 о выдаче разрешения на строительство заявителем были представлены в Департамент градостроительства материалы, содержащиеся в проектной документации (пояснительная записка, схема разбивки осей здания, схемы, отображающие архитектурные решения и другие части проекта). Наличие таких документов не позволяет сделать вывод об отсутствии действий по освоению земельного участка в целях его строительства.
Кроме того, Департаментом градостроительства не запрашивались у истца документы, подтверждающие выполнение каких-либо работ по проектированию и инженерным изысканиям, принятию мер к получению соответствующего разрешения, т.е. действия по проверке фактических обстоятельств в порядке пункта 4 части 2 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации не совершены.
Согласно подпункта 6 пункта 33 действующего в настоящее время Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, утвержденного Распоряжением администрации г. Красноярска № 234-р от 23.11.2012, в полномочия Департамента градостроительства входит подготовка проекта распоряжения о предоставлении земельного участка для строительства (а соответственно и продлении его срока), согласование его с необходимыми службами, выдача распоряжения заявителю.
При этом согласно приложения № 22 к Распоряжению Главы города Красноярска от 22.12.2006 № 270-р и "Об утверждении должностных обязанностей заместителей Главы города Красноярска" (пункт 5.5) и Распоряжения администрации г. Красноярска от 17.08.2010 № 114-р "Об утверждении Положения о департаменте градостроительства администрации г. Красноярска" (пункт 5.4.1), руководитель данного департамента готовит правовые акты города в переделах своей компетенции, издает распоряжения по вопросам, входящим в его компетенцию.
Исходя из представленного заявителем проекта организации строительства объекта (том 7), общая продолжительность строительства составляет 36 месяцев, или три года.
С учетом данного срока строительства срок предоставления земельного участка под строительство должен быть продлен также на три года.
С учетом вышеизложенного, поскольку департаментом не доказано наличие надлежащих правовых оснований для отказа в продлении обществу Распоряжения администрации города Красноярска от 29.12.2009 № 1700-ж, требования заявителя подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика в судебном заседании, что суд не вправе указать в решении конкретный способ, которым органу, чье решение оспаривается, следует устранять допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя, не обоснован, не соответствует смыслу пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Порядок рассмотрения заявлений заинтересованных лиц о предоставлении земельных участков под строительство установлен в административном регламенте.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскивается арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Заявление удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента градостроительства администрации г. Красноярска, изложенный в письме от 31.08.2012 № 01/3919-дг "О продлении срока предоставления земельного участка".
Обязать Департамент градостроительства администрации г. Красноярска в двухнедельный срок с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем подготовки проекта распоряжения и выдачи распоряжения о продлении срока предоставления земельного участка для строительства сроком на три года из земель населенных пунктов с кадастровым номером 24:50:0300302:0055 площадью 9 240 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. 2-я Брянская, ул. Караульная, для строительства производственно-складской базы строительных материалов с инженерным обеспечением, предоставленного Распоряжением администрации г. Красноярска № 1700-ж от 29.12.2009.
Взыскать с Департамента градостроительства администрации г. Красноярска в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЛКТ" 2 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба на настоящее решение подается через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
И.В.ШИШКИНА


------------------------------------------------------------------