По датам

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 20.02.2013 по делу N А33-10242/2012 <В удовлетворении заявления о признании недействительным Приказа РЭК Красноярского края в части установления размера необходимой валовой выручки заявителя от оказания услуг по передаче электрической энергии отказано, поскольку ответчик не имел возможности установить наличие у заявителя выпадающих доходов от оказания услуг по передаче электрической энергии в спорный период, в связи с чем размер необходимой валовой выручки был установлен в соответствии с нормами действующего законодательства и основания для его пересмотра отсутствуют>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 февраля 2013 г. по делу № А33-10242/2012

Резолютивная часть решения объявлена 13 февраля 2013 года.
В полном объеме решение изготовлено 20 февраля 2013 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Болуж Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327)
к Региональной энергетической комиссии Красноярского края (ИНН 2466070303, ОГРН 1022402656902)
о признании недействительным Приказа от 19.12.2011 № 565-п "Об утверждении необходимой валовой выручки сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, на долгосрочный период регулирования 2012 - 2015 годы" (в редакции Приказа от 28.03.2012 № 32-п) в части пункта 67 Приложения к Приказу "Необходимая валовая выручка сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, на долгосрочный период регулирования 2012 - 2015 годы (без учета оплаты потерь)" в части установления размера необходимой валовой выручки на 2012 год в размере 10 787 371,35 тыс. руб.,
при участии в судебном заседании:
представителей заявителя: Лапицкой В.М. на основании доверенности от 20.12.2012; Дроздовой А.А. на основании доверенности от 20.12.2012, Шевченко Т.В. на основании доверенности от 17.01.2013,
представителей ответчика: Сутыриной Л.А. на основании доверенности от 27.06.2012, Дубровского Р.А. на основании доверенности от 07.11.2012, Сивоконь Е.С. на основании доверенности от 27.09.2012;
при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Базуевой А.В.,

установил:

открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Региональной энергетической комиссии Красноярского края о признании недействительным Приказа от 19.12.2011 № 565-п "Об утверждении необходимой валовой выручки сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, на долгосрочный период регулирования 2012 - 2015 годы" (в редакции Приказа от 28.03.2012 № 32-п) в части пункта 67 Приложения к Приказу "Необходимая валовая выручка сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, на долгосрочный период регулирования 2012 - 2015 годы (без учета оплаты потерь)" в части установления размера необходимой валовой выручки на 2012 год в размере 10 787 371,35 тыс. руб.
В судебном заседании представители заявителя требования поддержали, сослались на доводы, изложенные в заявлении, дополнениях к заявлению. ОАО "МРСК" считает, что ответчиком при определении необходимой валовой выручки на период с 01.07.2012 неправомерно не учтены выпадающие доходы от оказания услуг по передаче электрической энергии открытому акционерному обществу "РУСАЛ Красноярск", что привело к неверному определению размера тарифов и повлекло нарушение прав заявителя.
Представители ответчика в судебном заседании заявленные требования не признали, сослались на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление, дополнениях к отзыву, считают, что определение необходимой валовой выручки на период с 01.07.2012 произведено в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 26.06.2008 № 231-э.
Заявление рассмотрено в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Согласно пункту 3.2 устава открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии.
Заявлением от 29.04.2011 № 1.3/01-5184, направленным ответчику и полученным им 29.04.2011 с присвоением входящего номера 1704, ОАО "МРСК Сибири" просило Региональную энергетическую комиссию Красноярского края установить скорректированную необходимую валовую выручку филиала "Красноярскэнерго" на 2012 год (без учета оплаты потерь), а также скорректировать тарифы на передачу электрической энергии на 2012 год.
Исходя из текста заявления основанием обращения явились изменение баланса электроэнергии (мощности) на 2012 год относительно утвержденного ФСТ России на 2011 год; получение выпадающих доходов, не учтенных при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям филиала ОАО "МРСК" - "Красноярскэнерго" в 2010 - 2012 годах.
Одновременно с указанным заявлением ответчику представлены расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2012 год, бухгалтерская и статистическая отчетность за 2010 год, обоснование выпадающих доходов филиала ОАО "МРСК" - "Красноярскэнерго" в 2010 - 2011 годах, связанных, в том числе с уходом ОАО "РУСАЛ Красноярск" на прямой договор с ОАО "ФСК ЕЭС".
В соответствии с отчетом о прибылях и убытках филиала ОАО "МРСК" - "Красноярскэнерго" за 2010 год (в части оказания услуг по передаче электрической энергии) убыток составил 2 826 455,7 тыс. руб. В оценке выпадающих доходов филиала заявителя от реализации услуг по передаче электрической энергии и представленного обоснования выпадающих доходов, связанных с уходом ОАО "РУСАЛ Красноярск" на прямой договор с ОАО "ФСК ЕЭС", общая сумма выпадающих доходов в 2010 году указана в размере 3 535 506 тыс. руб., в 2011 году - 5 532 968 тыс. руб.
Протоколом заседания правления Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2011 № 51 утвержден объем необходимой валовой выручки филиала заявителя "Красноярскэнерго" на 2012 год в размере 10 787 371,3 тыс. руб., а также произведена корректировка единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края на 2011 - 2015 годы.
В целях реализации пункта 3 Постановления № 1178 Региональной энергетической комиссией Красноярского края осуществлен пересмотр тарифов для ОАО "МРСК Сибири" с применением метода индексации необходимой валовой выручки, действующих в период с 01.07.2012.
Приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 28.03.2012 № 32-п "О внесении изменения в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2011 № 565-п "Об утверждении необходимой валовой выручки сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, на долгосрочный период регулирования 2012 - 2015 годы" в Приказ от 19.12.2011 № 565-п внесены изменения, в пункте 67 Приложения для филиала ОАО "МРСК" - "Красноярскэнерго" размер необходимой валовой выручки установлен на 2012 год в размере 10 787 371,35 тыс. руб., на 2013 год - 12 749 382,66 тыс. руб., на 2014 год - 13 907 657,03 тыс. руб., 2015 год - 13 437 788,57 тыс. руб.
Полагая, что данным Приказом необходимая валовая выручка на 2012 год неправомерно определена ответчиком без учета выпадающих доходов 2010 года, связанных с уходом ОАО "РУСАЛ Красноярск" на прямой договор с ОАО "ФСК ЕЭС", заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Статья 46 Конституции Российской Федерации предоставляет гражданину и юридическому лицу право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Согласно статье 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 2).
Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц регулируется главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 5 указанной статьи предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон "Об электроэнергетике") цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) подлежат государственному регулированию.
Согласно части 3 статьи 24 Федерального закона "Об электроэнергетике" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Полномочия Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) регламентированы частями 1 и 2 статьи 23.1 Федерального закона "Об электроэнергетике". Указанными нормами регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, не отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов). Следовательно, установление этих цен (тарифов) относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
На основании подпункта 1 пункта 1.1 Положения о Региональной энергетической комиссии Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 19.07.2011 431-п, РЭК является органом исполнительной власти Красноярского края, который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края, а также правовых актов министерства промышленности и энергетики края осуществляет нормативное правовое регулирование в сфере электроэнергетики в части государственного регулирования цен (тарифов).
Пунктом 3.5 указанного Положения к компетенции РЭК отнесено установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов).
Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона "Об электроэнергетике" нормативно-методическую основу деятельности органов исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) утверждает Правительство Российской Федерации или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Пунктами 5.2, 5.2.1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 332, Федеральная служба по тарифам принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, в том числе методические указания (методики) по расчету регулируемых тарифов (цен) и (или) их предельных уровней на электрическую энергию (мощность) и размера платы за услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности), с использованием установленных методов регулирования.
В рамках данных полномочий Федеральной службой по тарифам утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов (цен), в том числе Методические указания № 20-э/2, которыми регламентирован порядок расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
В соответствии с пунктом 49 Методических указаний № 20-э/2 органы регулирования на розничном рынке устанавливают:
- единые на территории субъекта Российской Федерации тарифы на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированные по уровням напряжения, для потребителей услуг по передаче электрической энергии (кроме сетевых организаций) (далее - котловые тарифы);
- индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов сетевых организаций (далее - индивидуальные тарифы).
Согласно пунктам 49, 50 Методических указаний № 20-э/2 единый (котловой) тариф рассчитывается исходя из данных, необходимых для целей формирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии, представленных сетевыми организациями. Для расчета единых (котловых) тарифов на территории субъекта Российской Федерации на каждом уровне напряжения суммируются необходимые валовые выручки всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения.
Таким образом, пунктом 49 Методических указаний № 20-э/2 необходимая валовая выручка сетевой организации отнесена к данным, необходимым для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
На основании изложенного Приказ от 19.12.2011 № 565-п принят Региональной энергетической комиссией Красноярского края в пределах установленных полномочий.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона "Об электроэнергетике" государственное регулирование тарифов осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых тарифов в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) тарифов в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 23 Федерального закона "Об электроэнергетике" при государственном регулировании тарифов должны соблюдаться принципы определения экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов, учета результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных тарифов.
Как следует из материалов дела, основанием для принятия оспариваемого Приказа РЭК от 19.12.2011 № 565-п явилась необходимость реализации норм Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Постановление № 1178).
Пунктом 3 Постановления № 1178 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предписано до 1 апреля 2012 года принять решения об установлении (пересмотре) с 1 июля 2012 года:
- долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и открытого акционерного общества "Холдинг МРСК" в уставном капитале которых в совокупности составляет не менее 50 процентов плюс одна голосующая акция, а также иных территориальных сетевых организаций, в отношении которых применяется в том числе метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, при условии согласования с Федеральной службой по тарифам соответствующих долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций, в отношении которых применяется метод доходности инвестированного капитала;
- тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, на второе полугодие 2012 года.
Пунктом 4 Постановления № 1178 предусмотрено, что для организаций, регулирование деятельности которых осуществляется с применением метода доходности инвестированной капитала, в случае отсутствия инвестиционной программы со сроком действия до 2018 года и (или) согласования долгосрочных параметров регулирования с Федеральной службой по тарифам с 1 июля 2012 г. регулирование тарифов на электрическую энергию (мощность) осуществляется с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Для территориальных сетевых организаций, регулирование деятельности которых в 2011 году осуществлялось с применением метода доходности инвестированного капитала, сроком окончания очередного долгосрочного периода регулирования будет являться дата не ранее 1 июля 2017 года.
Приказом ФСТ России от 14.12.2010 № 429-э/1 согласованы предложения РЭК о переходе с 01.01.2011 к регулированию тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ОАО "МРСК" - "Красноярскэнерго" с применением метода доходности инвестированного капитала.
В период с 01.01.2011 регулирование цен на услуги по передаче электрической энергии в отношении ОАО "МРСК Сибири" осуществлено на основе долгосрочных параметров регулирования на срок пять лет (2011 - 2015 годы) с применением метода доходности инвестированного капитала. Согласно пункту 35 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, расчет тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала был осуществлен в соответствии с Методическими указаниями по регулированию тарифов организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии, с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам от 26.06.2008 № 231-э.
В целях реализации пункта 3 Постановления № 1178 Региональной энергетической комиссией Красноярского края оспариваемым Приказом осуществлен пересмотр тарифов для ОАО "МРСК Сибири" с применением метода индексации необходимой валовой выручки в порядке, определенном Методическими указаниями № 98-э, действующими в указанный период.
Согласно пункту 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, (далее - Основы ценообразования) тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с Методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, на основании долгосрочных параметров регулирования.
На основании пункта 4 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных Приказом ФСТ РФ от 17.02.2012 № 98-э (далее - Методические указания № 98-э), расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, утверждаемыми в соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования, с учетом определенной в соответствии с главами III, IV настоящих Методических указаний необходимой валовой выручки.
В силу пункта 8 Методических указаний № 98-э на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.
Основанием для оспаривания Приказа Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2011 № 565-п "Об утверждении необходимой валовой выручки сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, на долгосрочный период регулирования 2012 - 2015 годы" в редакции Приказа от 28.03.2012 № 32-п явился довод о неправомерном невключении ответчиком выпадающих доходов, связанных с уходом ОАО "РУСАЛ Красноярск" на прямой договор с ОАО "ФСК ЕЭС", образовавшихся в 2010 году.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд не находит оснований для признания указанного довода обоснованным.
Позицию о необходимости включения выпадающих доходов за 2010 год при определении необходимой валовой выручки на период с 01.07.2012 ОАО "МРСК Сибири" обосновывает тем, что к заявлению от 29.04.2011 № 1.3/01-5184, направленному в адрес РЭК в целях корректировки необходимой валовой выручки на 2012 год, была приложена бухгалтерская и статистическая отчетность за 2010 год для подтверждения выпадающих доходов.
На момент подачи указанного заявления действовали Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, в пункте 10 которых содержалась норма, предусматривающая учет регулирующими органами при установлении регулируемых тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования экономически обоснованных расходов организации, не учтенных при установлении регулируемых тарифов (цен).
В соответствии с требованиями пункта 10 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, действующих на момент обращения ОАО "МРСК Сибири" с заявлением от 29.04.2011 № 1.3/01-5184, выпадающие доходы должны быть подтверждены представляемой сетевой организацией бухгалтерской и статистической отчетностью за предшествующий период регулирования.
Оценка приложенных к заявлению от 29.04.2011 № 1.3/01-5184 документов была дана Региональной энергетической комиссией Красноярского края при определении объема необходимой валовой выручки на очередной период регулирования 2012 года, действующего в период с 01.01.2012 по 30.06.2012, в порядке, установленном Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109.
Указанная необходимая валовая выручка утверждена Приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 27.12.2010 № 341-п (в редакции от 19.12.2011 № 546-п). Утвержденная необходимая валовая выручка была положена в основу тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2012 год с применением метода доходности инвестируемого капитала, установленного Приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2011 № 566-п, законность которого подтверждена судебными актами по делу № А33-3784/2012.
Оспариваемым в рамках настоящего дела Приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края необходимая валовая выручка ОАО "МРСК Сибири" с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки утверждена впервые на новый долгосрочный период 2012 - 2017 годы.
Указанное регулирование с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки осуществлялось в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике".
Пунктом 8 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, предусмотрено, что в случае если пересмотр цен (тарифов) и (или) их предельных уровней осуществляется в течение финансового года в соответствии с актом Правительства Российской Федерации либо в целях приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации, дело об установлении цены (тарифа) и (или) ее предельного уровня не открывается, а материалы при необходимости запрашиваются соответствующими регулирующими органами.
Как следует из материалов дела, регулирование оспариваемым Приказом осуществлялось в течение финансового года без открытия дела об установлении цен (тарифов). Необходимые материалы были запрошены ответчиком у ОАО "МРСК Сибири" письмом от 20.02.2012 № 1-267/1.
Указанным письмом ОАО "МРСК Сибири" было проинформировано о том, что Региональной энергетической комиссией Красноярского края будет осуществлен пересмотр установленных тарифов на услуги по передаче электрической энергии с 01.07.2012 в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.
Письмами от 11.03.2012 № 1.3/02/2740-исх., от 16.03.2012 № 1.3/12.2/3017-исх. ОАО "МРСК Сибири" направило ответчику информацию в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с Постановлением № 1178.
Предложение о включении выпадающих доходов за 2010 год в соответствии с объемами и причинами, указанными в письме от 29.04.2011 № 1.3/01-5184, либо с иным новым обоснованием включения выпадающих доходов в указанных письмах не содержится.
В судебном заседании представители Региональной энергетической комиссии Красноярского края пояснили суду, что поскольку целью пересмотра регулирования деятельности ОАО "МРСК Сибири" в соответствии с пунктом 4 Постановления № 1178 являлось применение нового метода регулирования, а не увеличение запланированных расходов (необходимой валовой выручки) на 2012 год, величина необходимой валовой выручки ОАО "МРСК Сибири" на 2012 год оставлена на уровне, утвержденном ранее на 2012 год Приказом РЭК от 27.12.2010 № 341-п, за счет перераспределения расходов между видами расходов, предусмотренными Методическими указаниями № 98-э и Методическими указаниями № 231-э. По указанной причине другие документы, необходимые для определения, в том числе объема выпадающих доходов за 2010 год, ответчиком не запрашивались.
Довод заявителя о наличии возможности у Региональной энергетической комиссии Красноярского края учесть выпадающие доходы за 2010 год в размере 2 826 455,7 тыс. руб. на основании информации, ранее представленной с заявлением от 29.04.2011 № 1.3/01-5184, судом отклоняется.
Пунктом 7 Основ ценообразования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, предусмотрено, что при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов:
- расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности;
- учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы) (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала и метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки).
Регулирующие органы принимают меры по исключению из расчетов при установлении регулируемых цен (тарифов) экономически необоснованных доходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, полученных в предыдущем периоде регулирования.
В случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования. К экономически обоснованным расходам в том числе относятся расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала).
Представители Региональной энергетической комиссии Красноярского края в судебном заседании пояснили суду, что ранее при определении объема необходимой валовой выручки на очередной период регулирования 2012 года и установлении тарифа на период с 01.01.2012 по 30.06.2012 рассматривалось предложение ОАО "МРСК Сибири" о включении в состав необходимой валовой выручки выпадающих доходов 2012 года и анализировались документы, приложенные к заявлению от 29.04.2011 № 1.3/01-5184.
По результатам исследования документов Региональная энергетическая комиссия Красноярского края пришла к выводу, что расчет выпадающих доходов ОАО "МРСК Сибири" не основан на данных бухгалтерской и статистической отчетности за 2010 год.
В оценке выпадающих доходов филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" от реализации услуг по передаче электрической энергии, представленной с письмом от 29.04.2011 № 1.3/01-5184, заявителем предложено включить выпадающие доходы в сумме 9 935 506 тыс. рублей за 2010, 2011, 2012 годы.
В указанном документе заявителем указаны следующие выпадающие доходы за 2010 год:
- выпадающие доходы, связанные с выходом ОАО "РУСАЛ Красноярск" на прямой договор с ОАО "ФСК ЕЭС", в размере 3 117 551 тыс. руб.;
- выпадающие доходы от покупки потерь по нерегулируемым ценам в размере 848 093 тыс. руб.;
- услуги ОАО "Холдинг МРСК" в размере 67 715 тыс. руб.;
- затраты аппарата управления ОАО "МРСК Сибири" - 110 520 тыс. руб.;
- проценты на оплату кредита, связанные с недополучением выручки от ОАО "РУСАЛ Красноярск" в 2010 году в размере 2 783 тыс. руб.;
- недополучение выручки от ООО "Енисейский ЦБК" по индивидуальному тарифу в размере 1 627 тыс. руб.
Вместе с тем указанные в расчете суммы не подтверждаются представленной бухгалтерской и статистической отчетностью ОАО "МРСК Сибири", а также иными документами, приложенными к заявлению от 29.04.2011 № 1.3/01-5184. При этом бухгалтерские документы содержат противоречивые данные.
В отчете о прибылях и убытках за январь - декабрь 2010 года по форме № 2 по ОКУД отражен убыток до налогообложения в размере 2 462 570 тыс. рублей.
В другой форме отчета о прибылях и убытках филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" за 2010 год (в части оказания услуг по передаче электрической энергии) указан убыток до налогообложения в размере 2 836 455,7 тыс. рублей.
Кроме того, на размер убытка влияют различные факторы, в том числе не относящиеся к образованию выпадающих доходов.
Таким образом, из представленных ОАО "МРСК Сибири" письмом от 29.04.2011 № 1.3/01-5184 документов Региональная энергетическая комиссия Красноярского края не имела возможности установить наличие у заявителя выпадающих доходов от оказания услуг по передаче электрической энергии за 2010 год, возникших в связи с выходом ОАО "РУСАЛ Красноярск" на прямой договор с ОАО "ФСК ЕЭС", именно в размере 2 836 455,7 тыс. руб. В оценке выпадающих доходов, представленной заявителем, указан иной размер выпадающих доходов от указанной деятельности в размере 3 117 551 тыс. руб.
При осуществлении Региональной энергетической комиссией Красноярского края пересмотра установленных тарифов на услуги по передаче электрической энергии с 01.07.2012 в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 заявителем не представлены дополнительные документы и пояснения, подтверждающие наличие выпадающих доходов за 2010 год, возникших в связи с выходом ОАО "РУСАЛ Красноярск" на прямой договор с ОАО "ФСК ЕЭС", в размере 2 836 455,7 тыс. руб.
Кроме того, суд также считает необоснованным довод заявителя о нарушении его прав в результате невключения в необходимую валовую выручку выпадающих доходов за 2010 год, что привело к занижению размера тарифов на период с 01.07.2012.
В ходе рассмотрения дела ответчик пояснил, что при расчете тарифов, утвержденных Приказом РЭК от 29.03.2012 № 33-п, были учтены предельные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденные Федеральной службой по тарифам в Приказах от 19.11.2010 № 318-э/1 "Об утверждении предельных минимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по субъектам Российской Федерации на 2011 - 2015 гг." от 06.12.2011 № 328-э/4 "Об утверждении предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по субъектам Российской Федерации на 2012 год" (далее - Приказ ФСТ № 328-э/4). Тарифы на 2012 год установлены РЭК в максимальных величинах в рамках предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных Приказом ФСТ № 328-э/4.
Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено, в связи с чем суд считает недоказанным довод ОАО "МРСК Сибири" о нарушении его прав и законных интересов.
Установленные обстоятельства свидетельствуют о правомерности вынесения Региональной энергетической комиссией Красноярского края Приказа от 19.12.2011 № 565-п "Об утверждении необходимой валовой выручки сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, на долгосрочный период регулирования 2012 - 2015 годы" (в редакции Приказа от 28.03.2012 № 32-п) в оспариваемой части.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного суд полагает заявленные открытым акционерным обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" требования не подлежащими удовлетворению.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, в том числе связанные с уплатой государственной пошлины по делу, относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований.
При подаче настоящего заявления в арбитражный суд заявитель уплатил государственную пошлину в размере 2 000 рублей, которая с учетом рассмотрения дела подлежит отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

В удовлетворении заявленных открытым акционерным обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" требований отказать.
Проверено на соответствие положениям Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
Е.В.БОЛУЖ


------------------------------------------------------------------