По датам

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 22.04.2013 по делу N А33-658/2013 <Заявление о признании незаконным отказа органа по управлению водными ресурсами в предоставлении водного объекта без забора водных ресурсов для производства электрической энергии удовлетворено, поскольку отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию водохранилища не является достаточным основанием для отказа заявителю в предоставлении водного объекта в пользование>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 апреля 2013 г. по делу № А33-658/2013

Резолютивная часть решения объявлена 16 апреля 2013 года.
В полном объеме решение изготовлено 22 апреля 2013 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Фролова Н.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Богучанская ГЭС" (ИНН 2420002597, ОГРН 1022400828119) к Енисейскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов (ИНН 2463004140, ОГРН 1022402139341) о признании действий по отказу в предоставлении водного объекта для заявленной цели незаконными, об обязании заключить договор водопользования, с участием в судебном заседании представителя заявителя А.Б. Николаевой на основании доверенности от 10 января 2013 года, представителя ответчика О.Р. Левшинской на основании доверенности от 18 февраля 2013 года, протокол судебного заседания вела секретарь судебного заседания А.И. Еремеева,

установил:

открытое акционерное общество "Богучанская ГЭС" (ОАО "Богучанская ГЭС", "заявитель") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Енисейскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов ("Енисейское БВУ", "ответчик") о признании действий по отказу в предоставлении водного объекта для заявленной цели незаконными, об обязании заключить договор водопользования.
Заявление принято к производству суда. Определением от 21.01.2013 возбуждено производство по делу.
В судебном заседании заявитель поддержал требования, по основаниями изложенным в заявлении, полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону, так как водохранилище наполняется и эксплуатируется в соответствии с "Временными правилами использования водных ресурсов Богучанского водохранилища на период наполнения и первого этапа эксплуатации водохранилища", находится в начальном периоде эксплуатации, нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку препятствует законному осуществлению уставной деятельности.
Ответчик требования не признал, представил отзыв, полагает, что оспариваемый акт соответствует закону, права и законные интересы заявителя не нарушает, так как в момент рассмотрения заявления водохранилище было наполнено до отметки 185 м., работают 3 гидроагрегата в режиме пусконаладочных испытаний, что не соответствует сведениям представленным заявителем - нормальный подпорный уровень - 208 м., 9 агрегатов ("Временные правила использования водных ресурсов Богучанского водохранилища на период наполнения и первого этапа эксплуатации водохранилища"), гидротехнические сооружения не достроены, не сданы в эксплуатацию, нарушены требования статьи 55 Градостроительного кодекса, водохранилище до проектных отметок не наполнено.
Дело рассмотрено по общим правилам искового производства, предусмотренными Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными в главе 24 "Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц".
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
ОАО "Богучанская ГЭС" обратилось к Енисейскому БВУ с заявлением о предоставлении в пользование водного объекта Богучанское водохранилище для использования без забора (изъятия) водных ресурсов для производства электрической энергии с размещением на водном объекте гидроэлектростанции, средняя многолетняя выработка 17600000 тыс. кВт*ч/год, срок водопользования с 1 декабря 2012 года по 1 декабря 2032 год.
Енисейское БВУ в ответ представило заявителю мотивированный отказ в предоставлении водного объекта для заявленной цели от 15 ноября 2012 года № 03-3728, согласно которому документы представлены с нарушением требований, установленных Правилами подготовки и заключения договора водопользования, основанием для отказа являются пункты 3, 4 Правил, "в связи с тем, что в настоящее время Богучанское водохранилище на р. Ангара не сдано в эксплуатацию для Енисейского БВУ нет объекта управления".
Заявитель, полагая, что указанный актом нарушены его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативного акта.
Суд исследовал материалы дела и выслушав представителей лиц, участвующих в деле, пришел к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению. Правовое и фактическое обоснование выводов суда следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации, на основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для: использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.
В соответствии со статьей 12 Водного кодекса Российской Федерации,
1. По договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.
2. К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом и не противоречит существу договора водопользования.
3. Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Водного кодекса Российской Федерации, Порядок подготовки и заключения договора водопользования относительно водного объекта, находящегося в государственной или муниципальной собственности, форма примерного договора водопользования и порядок проведения аукциона на право заключить договор водопользования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 № 165 (ред. от 11.10.2012) "О подготовке и заключении договора водопользования" утверждены Правила подготовки и заключения договора водопользования (далее Правила).
Согласно Правилам,
4. Физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересованные в получении водного объекта в пользование (далее - заявитель), в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, обращаются в один из органов, указанных в пункте 3 настоящих Правил (далее - уполномоченный орган), по месту предполагаемого водопользования с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование (далее - заявление).
5. В заявлении указываются:
а) сведения о заявителе:
полное и сокращенное наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, банковские реквизиты - для юридического лица;
фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для физического лица и индивидуального предпринимателя;
б) наименование и место расположения водного объекта;
в) обоснование цели, видов и срока водопользования.
6. Форма заявления утверждается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
7. К заявлению прилагаются следующие документы и материалы:
а) копии учредительных документов - для юридического лица, копия документа, удостоверяющего личность, - для физического лица;
в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя, при необходимости;
д) материалы, содержащие сведения о планируемых заявителем водохозяйственных мероприятиях, мероприятиях по охране водного объекта и сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также о предполагаемом размере и источниках средств, необходимых для их реализации;
е) материалы, содержащие сведения о возможности ведения в установленном порядке регулярных наблюдений за водными объектами и их водоохранными зонами при осуществлении водопользования;
ж) материалы, отображающие в графической форме водный объект, указанный в заявлении, размещение средств и объектов водопользования, а также пояснительная записка к этим материалам.
12. При подаче заявления для использования водного объекта без забора (изъятия) водных ресурсов с целью производства электрической энергии кроме документов и материалов, указанных в пункте 7 настоящих Правил, прилагаются материалы, содержащие:
а) сведения об установленной мощности гидроэнергетического объекта;
б) состав и краткое описание гидротехнических сооружений гидроэнергетического объекта (плотин, водосбросов, водозаборных, водовыпускных и других гидротехнических сооружений), а также рыбозащитных и рыбопропускных сооружений;
в) сведения о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для учета количества производимой электроэнергии, регулярных наблюдений за состоянием и режимами водохранилища, водного объекта ниже гидроузла на примыкающем к нему участке (в верхнем и нижнем бьефах) и их водоохранных зон, а также сведения об обеспечении такого учета и таких регулярных наблюдений;
г) расчет количества производимой электроэнергии за платежный период и размера платы за пользование водным объектом для целей производства электрической энергии.
14. Требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных настоящими Правилами, не допускается.
22. Уполномоченный орган в срок, не превышающий 60 дней с даты поступления документов:
а) рассматривает представленные заявителем документы на предмет соответствия их требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами, оценивает их полноту и достоверность, а также проверяет расчеты параметров водопользования и размера платы за пользование водным объектом;
б) определяет условия использования водного объекта по согласованию со следующими федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами) по вопросам, отнесенным к их компетенции:
с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в случае использования водного объекта для целей, предусмотренных подпунктом "а" пункта 1 настоящих Правил;
с Федеральным агентством по рыболовству - в случае использования водного объекта рыбохозяйственного значения;
с Федеральным агентством морского и речного транспорта - в случае использования водного объекта в акватории морского и речного порта, а также в пределах внутренних водных путей Российской Федерации;
г) при признании возможным использования водного объекта:
в соответствии с пунктами 8 и 12 настоящих Правил - оформляет в 2 экземплярах договор водопользования и после подписания указанного договора уполномоченным должностным лицом представляет его заявителю на подпись непосредственно или направляет письмом с уведомлением о вручении;
в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил - размещает на своем официальном сайте в сети Интернет или опубликовывает в официальном печатном издании сообщение о приеме документов от других претендентов на предоставление в пользование акватории водного объекта, указанной заявителем в представленных им документах, а также о заявленной цели ее использования, месте расположения, наименовании водного объекта и его характеристиках. Если у муниципального образования нет официального сайта в сети Интернет или официального печатного периодического издания, сообщение размещается на официальном сайте в сети Интернет или в официальном печатном издании субъекта Российской Федерации, в границах которого расположено указанное муниципальное образование. Эта информация является общедоступной;
д) при признании невозможным использования водного объекта для заявленной цели направляет заявителю мотивированный отказ в предоставлении водного объекта для заявленной цели.
24. Отказ в предоставлении водного объекта в пользование направляется заявителю в следующих случаях:
а) документы представлены с нарушением требований, установленных настоящими Правилами;
б) получен отказ федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), указанных в подпункте "б" пункта 22 настоящих Правил, в согласовании условий водопользования;
в) право пользования частью водного объекта, указанной в заявлении, предоставлено другому лицу, либо водный объект, указанный в заявлении, предоставлен в обособленное водопользование;
д) использование водного объекта в заявленных целях запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что заявителем представлено ответчику заявление о предоставлении водного объекта в пользование с приложением необходимых документов соответствующее требованиям Правил.
Согласно содержанию отзыва основанием для отказа заявителю в предоставлении водного объекта в пользование является подпункт а) пункта 24 Правил (документы представлены с нарушением требований, установленных настоящими Правилами).
Изучив, материалы дела в совокупности, суд пришел к выводу о том, что Енисейским БВУ не учтены особенности периода наполнения и первого этапа эксплуатации Богучанского водохранилища.
В соответствии с "Временными правилами использования водных ресурсов Богучанского водохранилища на период наполнения и первого этапа эксплуатации водохранилища" (Приказ Росводресурсов от 28.04.2012 № 79),
1.2. На I этапе эксплуатации предполагается первоначальное наполнение Богучанского водохранилища вплоть до проектного нормального подпольного уровня (далее - НПУ) 208 м. Наполнение водохранилища будет проходить в течение трех лет (по 2014 г. включительно). На Богучанской ГЭС будет установлено 9 гидроагрегатов.
1.3. Основные рекомендации по режиму работы Богучанского гидроузла в период начального наполнения его водохранилища (величина попусков в зимний и летний период, ограничения, связанные со строительными работами и подготовкой ложа водохранилища под затопление) при этом останутся без изменений.
1.4. Фактический ход наполнения водохранилища и энергоотдача Богучанской ГЭС в 2012 г. могут быть отличными от приведенной во Временных правилах и будут зависеть от даты перекрытия последнего строительного отверстия и, соответственно, достижения уровня воды в водохранилище, обеспечивающего устойчивую работу вводимых в эксплуатацию агрегатов.
1.5. Временные правила определяют такой порядок его эксплуатации, при котором обеспечиваются:
- наполнение водохранилища в соответствии с графиком подготовки ложа водохранилища под затопление;
- соблюдение графика ввода агрегатов Богучанской ГЭС;
- безопасность гидротехнических сооружений, а также населения и временных сооружений, размещенных в верхнем и нижнем бьефе гидроузла.
Таким образом, наполнение и первый этап эксплуатации Богучанского водохранилища являются длящимся процессом, "фактический ход наполнения водохранилища и энергоотдача Богучанской ГЭС в 2012 г. могут быть отличными от приведенной во Временных правилах и будут зависеть от даты перекрытия последнего строительного отверстия и, соответственно, достижения уровня воды в водохранилище, обеспечивающего устойчивую работу вводимых в эксплуатацию агрегатов" (п. 1.4 Временных Правил).
На момент подачи ОАО "Богучанская ГЭС" заявления о предоставлении водного объекта в пользование Енисейскому БВУ наполнение Богучанского водохранилища уже начато, ведется эксплуатация, что подтверждается письмами Енисейского БВУ от 03.05.2012 № 05-1319, от 18.05.2012 № 05-1474, от 26.06.2012 № 05-2075, от 15.08.2012 № 05-2670 "О режиме работы Богучанской ГЭС".
ОАО "Богучанская ГЭС" Ростехнадзором выданы разрешения на допуск в эксплуатацию энергоустановок № № 10/508, 509, 510 от 23 ноября 2012 года.
Следовательно, у объекта водопользования имеются особенности, отраженные во "Временных правилах использования водных ресурсов Богучанского водохранилища на период наполнения и первого этапа эксплуатации водохранилища", что не исключает соблюдения требований Водного кодекса Российской Федерации и должно быть учтено уполномоченным органом при исполнении обязанностей, предусмотренных пунктом 22 Правил подготовки и заключения договора водопользования.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что ответчиком не доказано наличия безусловных оснований для отказа заявителю в предоставлении водного объекта в пользование, вопросы возникшие у ответчика могут быть разрешены при подготовке договора водопользования.
Соответственно, факт отсутствия разрешения на ввод в эксплуатацию объекта, учитывая его особенности, также не является достаточным основанием для отказа заявителю в предоставлении водного объекта в пользование.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться: указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая), по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:
при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными:
для организаций - 2000 рублей.
Заявителем уплачено 4000 рублей государственной пошлины.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации (вторая часть), уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае: уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой.
Следовательно, 2000 рублей уплаченной излишне государственной пошлины подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Следовательно, расходы по уплате государственной пошлины (2000 руб.) подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Признать недействительным мотивированный отказ в предоставлении водного объекта для заявленной цели от 15.11.2012 № 03-3728 Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, адресованный ОАО "Богучанская ГЭС".
Обязать Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов принять меры, направленные на оформление договора водопользования с ОАО "Богучанская ГЭС", согласно заявлению (входящий № 4250 от 17.09.2012), в порядке, предусмотренном пунктом 22 Правил подготовки и заключения договора водопользования (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2008 года № 165).
Взыскать с Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в пользу открытого акционерного общества "Богучанская ГЭС" судебные расходы в размере 2000 рублей государственной пошлины.
Возвратить открытому акционерному обществу "Богучанская ГЭС" из федерального бюджета 2000 рублей излишне уплаченной государственной пошлины платежным поручением № 00011 от 10.12.2012.
Оспариваемый акт проверен судом на соответствие Водному кодексу Российской Федерации.
Разъяснить, что решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, может быть обжаловано в Третий арбитражный апелляционный суд.

Судья
Н.Н.ФРОЛОВ


------------------------------------------------------------------